суббота, 5 февраля 2011 г.

Вулкан Oризаба, Мексика Pico de Orizaba, Mexico






За окном, как чаще всего в это время года, лил дождь, и спящий Сиэтл оправдывал одно из своих названий. Мне в этот вечер спать не хотелось, а время приближалось к полуночи. Услышав писк компьютера, извещавщий об очередном письме, подошёл прочитать. Интересное сообщение пришло из Клуба 7 Вершин: «Александр Абрамов и компания собрались через пару дней быть в районе Вулкана Оризаба» (Пико де Оризаба, также известен как Citlaltépetl). Что-то знакомое показалось мне в этом названии; да, это Мексика, и это рядом, и что это известного организатора экспедиций на Эверест потянуло в забытое богом место, подумалось мне. Этой весной хотел посмотреть, как работает Абрамов и его компания на Эвересте, но не довелось. Уже практически подходя к палаткам в Базовом Лагере, где Клуб и гости праздновали 9 мая, был остановлен представителями китайской армии и возвращён за пределы зоны в связи с отсутствием у меня, как они сказали, пропуска. За этот пропуск, к слову говоря, деньги я отдал моему гиду, который сказал, что по пропуску можно ходить «вот до этого флага», а дальше нужно заплатить ещё 1000 дол. Китай есть Китай, и тем более его особая провинция; спорить там бесполезно.

                                    
                                      

Спать теперь уже точно не хотелось; краем глаза посмотрел в сторону рюкзака, который был еще не распакован со вчерашнего восхождения в Базовый лагерь «Мир», что на горе Рейнир, а руки уже набирали запрос на ближайщий рейс до Мехико. Есть рейс, и вроде успеваю, летит в пять утра; в автомате сбрасываю письмо моему знакомому гиду в Мексике, чтобы забрал меня из аэропорта и отвез к подножью вулкана и, не дожидаясь ответа, уезжаю в аэропорт. Пять часов лета из Сиэтла с пересадкой в Солт Лэйк Сити и всё меняется; на смену сытному и зелёному штату Вашингтон приходит неповторимая Мексика, с её войнами наркокортелей сейчас, и древней историей времен инков. Я не был в центральной части Мексики уже, пожалуй, лет пятнадцать и с нетерпением ждал новой встречи. Высокогорье; практически пустой самолёт садится в столичном аэропорту Мехико Сити на высоте 2240 м над уровнем моря. (Мехико возник на руинах Теночитлана - столицы империи ацтеков. Сейчас Мехико является политическим, культурным и экономическим центром страны. Однако в будущем он может исчезнуть, поскольку построен над подземным озером и постепенно «выпивает» воду из водоносного слоя под ним.) В этом городе по скромным подсчётам проживает около 20 млн. человек и он занимает третье место по доходам населения. Что не говори, богатый и красивый город, при этом 12 млн. мексиканцев, опять же по скромным подсчётам, нелегально живут в США и подпитывают экономику Мексики.
Часа через два приехали в город Tlachichuca, который находится на высоте более 3000 метров над уровнем моря и с которого открывается восхитительный вид на вулкан; мне показалось, что вулкан дымится. Этого ещё только не хватало, подумал я, и сам себя успокоил: по прогнозам, в ближайщие годы вулкан ожить не собирался. Последнее извержение было более 3000 лет назад, и, хотя прошло много лет, склоны напоминают о бурном времени тех лет. Мой знакомый гид напоследок пожелал мне успешного восхождения, сказал, что три дня будет отличная погода, а потом пойдёт снег. Я ему не поверил, но потом в день отъезда вспомнил его слова, как раз через три дня и в день, когда группа Клуба 7 Вершин поднималась на вершину, стала резко портиться погода.


                                     
                                     

Хозяйка отеля, который является и её домом, радостно встретила меня у высокого железного забора и это мне сразу напомнилоо войне картелей, которая идет в Мексике последние несколько лет и буквально не очень далеко от этого места: дней десять назад растреляли очередную партию людей. Видя, как я посмотрел на забор, хозяйка сразу сказала: «Владимир, у нас не стреляют», и добавила: «Гуляй днём, по вечерам уже холодно».
На следующее утро, в шесть часов, я уже сидел в джипе, примерно пятидесятого года выпуска, с братом хозяйки отеля, и наш путь лежал к подножью горы. Перед этим несколько дней шли дожди, а на горе шёл снег, и мы не смогли доехать до базового лагеря лагеря Piedra Grande буквально метров 500; для меня это были дополнительные 500 метров до вершины. Пройдя эти метры, попал в хижину, в ней было всего два человека, из США, один лет 65 и его, как он сказал подруга, лет тридцати. От них я узнал, что на горе никого нет, а они проходят акклиматизацию; очень обрадовались ещё одному соседу. К их сожалению, я не мог составить им компанию, мой путь лежал дальше, и выпив предложенного кофе, я двинулся в сторону вершины. Стояла великолепная погода и я планировал дойти чуть выше ледника, до высоты 5200 метров и вернуться. Времени у меня было достаточно, почти 10 часов, машина ждала меня только к пяти-шести часам вечера. Я испытывал наслаждение от подъёма примерно до высоты 5000 метров, после этого я ещё раз понял азбучную истину, - не ходить так высоко без хорошей акклиматизации. Поднявшись до ледника и посмотрев на часы, которые показывали всего 2 часа подъёма, я подумал: «а может, подняться мне сегодня?»: впереди оставалось «всего» около семисот метров крутого ледяного склона.

                                    

Пока я пил горячий чай и поедал пищу, решение пришло само собой и я, надев кошки, пошёл вверх, успокаивая себя тем, что на этом склоне погибло всего примерно пять человек, и то это было давно и был шторм, а сейчас прекрасная погода, лёгкий ветер и впереди ещё 10 часов светового дня. Через метров 100 подъёма я увидел кресты, которые стояли чуть правее моего пути, и сразу желание подниматься уменьшилось. Несколько минут за и против боролись во мне, но победило желание подняться сегодня.
Ещё около четырёх часов подъёма и я на вершине, спуск занял всего три часа, и я вновь у хижины, где встретили меня американцы и ещё несколько человек неизвестной национальности, которые собирались утром спустится с вулкана на лыжах. Рассказав им о вариантах подъёма и о достаточном количестве снега, чем очень обрадовал лыжников, сел в дожидавший меня джип и поехал вниз в город. «Дорога» если можно назвать её дорогой, спускалась по альпийским лугам, которые сменились сосновым лесом, проходила через небольшой городок на высоте около четырех тысяч метров над уровнем моря. Какой-то местный, не бедный мексиканец, построил здесь мини-Белый дом и который, как я понял со слов моего водителя, является местной достопримечательностью

                                     

Уже темнело, когда мы подъехали к отелю, где меня ждал горячий ужин. Зайдя на кухню, увидел двоих людей, которые что-то обсуждали за столом, и, ещё не услышав русскую речь, понял, что это наши, на столе стояли пара уже почти пустых бутылок вина, замечу, хорошего красного вина. Разговорились и стало ясно, что это альпинисты из Клуба 7 Вершин, которые ждали приезда Александра Абрамова и остальных представителей клуба. Восхождение они планировали через день и поэтому можно было попробовать «местное» вино и вино из Калифорнии.



В моём плане стояло за три дня подняться дважды на вершину и на следующее раннее утро я вновь был в Базовом лагере, в котором любителей подняться на вулкан явно прибавилось. Уже знакомые мне американцы сильно удивились, вновь встретив меня на тропе, ведущей к леднику. Их аклиматизация продолжалась уже, кажется, вторую неделю и, как мне показалось, они просто наслаждались дикой природой. Хотя в штате Колорадо, откуда они, природа явно лучше, разве только гор нет такой высоты. В этот день явно быстрее поднявшись на ледник, вновь задумался, увидев кресты на склоне вулкана, а порывы довольно сильного ветра, заставили думать, что на этой высоте бывают и сильные штормы. Лыжники, быстро спускающие по склону вулкана, окончательно помогли мне отказаться от подъёма еще раз. На мой спуск без лыж ушло бы часа три; зачем мучиться и испытывать судьбу ещё раз, подумал я, и пошёл вниз. Спустившись к Базовому лагерю, вновь встретил компанию Клуба 7 Вершин, которая готовилась после полуночи пойти на вершину вулкана. Вспомнил про хорошее количество вина за вчерашним столом и подумал: «Наверное, тяжело им будет подниматься и не все поднимуться». Александр Абрамов, как бы прочитав мои мысли, сказал: «Я многих спрашиваю перед восхождениями, смогут ли они пробежать марафон, на что мне отвечают, да, возможно сможем, но не уверены, а пройдёте шагом, конечно пройдём, вот и в горах не спеша, в силу своих возможностей, можно подняться практически на любую вершину мира». Эти слова мне понравились; в силу своих занятий профессиональным спортом на протяжении многих лет, привык всё делать быстро и даже в горах стремился к этому, но часто возвращался. Буду ходить медлено, но верно, возможно это и правильно.