четверг, 19 августа 2010 г.

Забег на гору духов



Мало, кто слышал о горе Кинабалу, а вот для коренных жителей острова Борнео эта гора что-то вроде культовой. И когда смотришь на её тёмную громаду, становится ясным, какие первобытные чувства испытывали аборигены, называющие гору «Аки Набалу»- «священное место мёртвых» По преданиям, на заросших тропическим лесом склонах обитают духи предков. И долгое время никто не смел подниматься на гору и тревожить покой духов. Только в 1851 –м году британский офицер с несколькими проводниками сумел достичь вершины. Но он не знал. Что покорил самую высокую (4101 метр) точку Юго-Восточной Азии. Сегодня же гора доступна для туристов, её окрестности и склоны – уникальный национальный парк.
Покорение Кинабалу не представляет особой трудности для альпинистов. На вершину можно подняться за день два, в зависимости от физической подготовки и погодных условий. И тем не менее гора привлекает спортсменов со всего мира – здесь на протяжении нескольких лет проводятся мировые чемпионаты по бегу в горы. И результаты впечатляют. Рекорды подъёма и спуска бегом, всего несколько часов.
...И вот мы с сыном Кириллом стоим у подножья горы. Приехали мы сюда, чтобы провести спортивные сборы в условиях высокогорья. Здесь на высоте 1500 метров есть прекрасные условия для тренировок, уютные домики, горячие источники, горный воздух, свеживе фрукты. И цены вполне приемлемые. За 5 долларов можно снять место для сна, за 20-30 –двухэтажный домик. А недельное питание в местном ресторанчике по стоимости равно одному обеду в хорошем французком ресторане.
И какое это питание! Готовят блюда по традиционным народным рецептам, большой выбор натуральных соков. Я спросил у повара, в чём секрет того, что всё так вкусно? И получил простой ответ: всё, что подаётся на стол, растёт или бегает на склонах горы.
И вот началась наша жизнь на горе. Подъём в 6 утра, пробежка. Тропа в сторону вершины начиналась прямо от нашего домика – на высоте 1600 метров, а заканчивалась на высоте 2000 метров. Всего 400 метров пробежки вверх и столько же вниз – но за пять дней я потерял пять килограммов веса.
Ближе к обеду вторая тренировка в джунглях. Здесь в заповеднике есть тропы, по которым можно прекрасно ходить и бегать. Хищников здесь нет, и единственная опасность – змеи. Их довольно много – самых разных, и заметить их на фоне растительности трудно.
...Несколько лет назад я был на Борнео и пересёк значительную часть острова. Однажды оступился и, чтобы не упасть, схватился рукой за толстую «ветку». Представьте мой ужас, когда я понял, что не только не упал, но «ветка» поднимает меня к стволу дерева. Я конечно, тут же разжал руку, но воспоминание живо до сих пор, и я уже стараюсь не хвататься за ветки.
Но вернёмся на гору. После десяти дней тренировок я предложил сыну устроить личный «чемпионат» по горному бегу – то есть, подняться на вершину. Мы взяли с собой местного , самого тренированного  проводника  и заключили с сыном пари - кто первым добежит до вершины. И на следующее утро двинулись в путь.
Наш проводник Джеймс Булангаи, действительно мастер. Его отец водил экспедиции на вершину, теперь Джеймс продолажет семейное дело. Кирилл (он серьёзно занимается хоккеем ) обратил моё внимание на ноги проводника- сплошные мускулы, и заметил: « Мне бы такие, я бы уж точно в НХЛ играл!»
Джеймс, можно сказать, чемпион – участвовал в соревнованиях по горному бегу и занял первое место среди местных жителей. И я заключил с ним пари: если наш с сыном подъём на вершину с рюкзаками и спуск займёт меньше шести часов, он ставит мне пиво. Если больше – пиво с меня. Джеймс согласился, сказав, что пока ещё никто с сыном и рюкзаками не проходил маршрут за такое время, обычно это занимало минимум десять часов.
И вот старт! Мы начали подъём ещё до восхода солнца, чтобы не попасть под палящие лучи солнца. Здесь на экваторе, солнце просто обжигает.
Уже с первых метров я почуствовал, что мне очень легко дышиться, и я готов к покорению вершины. Хотя я знал, что ощушение может быть обманчивым, и брать сразу высокий темп не стоит. Такое со мной уже бывало в базовом лагере у подножья Эвереста и других горах мира- сначало всё прекрасно, а потом начинаешь делать передышки практически через каждый  шаг, пульс доходит до 180 ударов...
Поэтому я просто быстро шёл, изредка переходя на бег. Кирилл сказал, что я еле ползу, а он пойдёт быстрее и встретит меня на вершине, после чего они с проводником растворились в пелене густого тумана.

Конец первого этапа, который я себе наметил, был на высоте 3000 метров в базовом лагере, где ночуют туристы перед восхождением на вершину.. Особых проблем на этом участке не возникло, за исключением шквального ветра с дождём, который снизил температуру почти до минусовой и пытался сбросить меня с узкого гребня. Тут-то и вспомнились обитающие здесь духи предков, не желающие пускать чужаков.
Поднимался я уже больше часа, где-то должен был быть лагерь. И вот показались его расплывчатые под дождём очертания. Миновал лагерь и увидел сына с проводником. Я- то думал, что отстаю от них как минимум на полчаса. Как потом выяснилось, Кирилл при всей своей тренированности испытал то, о чём я говорил выше. Быстрое начало – а потом частые остановки для передышки.
Впереди самы тяжёлый участок, особенно сейчас – идёт проливной дождь, а под ногами отполированная тысячелетиями темная поверхность горы, голые скалы по приличным углом. Резко похолодало, а на нас лёгкая альпинистская одежда
Два часа ходьбы-бега, и вот в просветах дождя показалась вершина. Ещё около километра вверх – и от вершины нас отделяет лишь небольшой участок. Я делаю последнюю попытку обогнать сына, но нет – годы его тренировок не прошли даром, первым на вершине оказался Кирилл.

Пять минут отдыха, и мы пошли  и, где можно, побежали вниз. Подъём занял четыре часа, и, чтобы выйграть пари у Джеймса, нам надо было спуститься за два часа. Теперь уже я бежал впереди, а проводник с сыном явно не торопились.
Если вы думаете, что спускаться легче, чем подниматься, то ошибаетесь. После получаса непрерывного бега я почуствовав, что колени мои начинают сгибаться там, где я этого не хочу.
Вскоре меня обогнали Кирилл и Джеймс (правда рюкзак сына переместился на спину проводника)
...Прошло уже пять часо с момента старта, в запасе у меня всего час, а из-за сильного тумана я не вижу финиша. Но я чувствовал, что выигрываю пари.
Последний участок пути, я преодолел с большим трудом и, увидев грустное лицо проводника, понял, что за пиво мне платить не придётся.
Подъём и спуск с горы духов занял у нас 5 часов 40 минут. Местное пиво было вкусным. У меня ещё долго болели ноги, зато сына после этих «семейных» сборов сразу взяли в команду одной из американских хоккейных лиг





Гости из России в Национальном парке Rainier

Посетили в августе подножье горы Rainier мои гости из России, мне показалось, что им стало грустно из-за того, что у них нет мест куда так просто можно пойти, увидеть диких животных, которые их совсем не боятся. Может быть они станут проповедниками в России этой красоты и не станут стрелять в диких животных и смогут объяснить другим людям, что лучше смотреть на дикую природу чем её уничтожать